Войти | Регистрация | Вход необходим для полного использования сайта
 +19.0 °C
Слепое обожание делает мужчину идиотом.
(Р. Хайнлайн)
 

Культура: Етерне (Ядрин) старше города Ядрин

Услуги Сварочные работы: ограды, распашные ворота, калитки, другие мелкие сварочные раб...
Услуги Штукатурные работы с песчаной смесью. Выезд по республике. Работы выполняются бы...
Знакомства Для серьезных отношений познакомлюсь добрым другом до 60 лет без вредных привыче...
Микула 08.07.2019 11:20 | 372 просмотров
Личное мнение Культура

Ядрин старше устаревшей официальной даты 1590 минимум на два года. Имеется документ от 31 марта 1588 года "Грамота царя Федора Ивановича Нижегородскому воеводе", где названы Ядринская и Сугутская волости Чебоксарского уезда. Поселение с названием Етерне (Ядрин) существовало раньше официально назначенной даты (1590) и по новому документу датой основания следует считать уже 31 марта 1588 года.

Ядринская волость существовала ещё до основания одноименного поселения ? Это все равно что признать дочь старше своей матери. Так почему и кто упорно продолжает отстаивать уже устаревшую "дату первого упоминания" ? Это же совершенно ненаучно.

Если признать официальной датой первое упоминание горда Ядрина то нужно знать что статус города поселение получило лишь в 1781 году.

Ошибочна и версия происхождения названия города Ядрин. Якобы во время войны царя Ивана Грозного против Казанского ханства в новом военном поселении на берегу Суры изготавливались ядра. Эта легенда до сих пор отражена на гербе города. Однако многочисленные исследования опровергают эту версию. Название городу дано по имени чувашского поселения Етерне (Ядрин) .

Мнения в виде " упоминание Ядринской волости не в счет,надо считать от основания города" тоже ненаучны. К примеру Москва,как всем известно,во время первого его упоминания, как и Ядрин, не город,а поселение. Дату основания по традиции принято определять по его первому упоминанию в письменных источниках. Летописи упоминают о Чебоксарах в мае 1469 года: «…ночевали на Чебоксарке, а от Чебоксаря шли весь день, да и ночь всю шли, а приидоша под Казань на ранней зоре…». В документе не сказано о том ,что Чебоксары это поселение или город,но тем не менее "факт первого упоминания" налицо.Только вот к дате основания города Ядрин почему то совсем иной подход. Получается некая историческая коллизия - выходит Ядринская волость была ,а поселения с таким названием еще нет. Абсурдность "старой даты основания" налицо.

В 1916 г. в журнале «Русская старина» вышла работа Н.Сутырина «По родной земле (Предания и легенды глухих уездов)», где автор легенду о Ядрине позаимствовал из рукописи «Летопись Троицкой церкви». Как в рукописи, так и в публикации Сутырина говорится следующее:

«Город Ядрин получил название не от литья в нем ядер пушечных, ибо тут негде брать материалу для этого, да и о литейном заводе не сохранилось ни следа, ни предания; а говорят, что в старину жили на месте сем черемисы, чуваши, а после них татары. Из черемис был богач Чебак. А из чуваш жил богач же Ядрый. От Чебака близ города Ядрина горка получила название Чебаковой, а город сам, де, название получил от Ядрыя. Болото, и теперь существующее в городе, называется Татарским от живших около него татар. Когда русские вытеснили инородцев за Суру, то Ядрый-чувашенин поселился уже в верстах двадцати пяти от города на большой дороге в Козьмодемьянск, и это место слывет доныне село Ядрино. А почему герб ядринский изображает кучкою ядер, не известно. Город же в старину писался Ядрын, а не Ядрин. Чебак поселился около Ядрыя за Сурою, там и теперь слывет это место деревнею Чебаковой».

В «Летописи Троицкой церкви» есть и другое предание : " О Сергиевском озере у города Ядрина. Говорят, что эти два урочища получили название себе от следующего происшествия. Двое из чуваш (в старину), были взяты в Москву и крещены оба: один с именем Мартына, а другой - с именем Сергия. Их послали опять в город Ядрин научать вере своих собратиев . И как эти два миссионера сильно настаивали на своем , то некресть Мартына убили на горе, а Сергия утопили в озере. Отчего получили, де, гора имя Мартыновой или «Мартышка», а озеро - имя Сергиевского, издавна доныне так зовомого. В верстах восьми от города есть Фомин овраг. Говорят, что прежде жили тут татары. Место было лесное. Когда и татар из этого места вытеснили, то они и колодец в этом овраге весь загромоздили и ушли. После татар тут поселился пахотный солдат Фома и открыл в овраге поташный заводец. Почему овраг сей и доселе слывет Фоминым».

Что мы имеев в итоге?

Задолго до ошибочно принятой даты основания (1590) города существовало поселение с названием Етерне (Ядрин ) и Ядринская волость , входившие возможно , в состав еще Казанского ханства. В грамоте царя Федора Ивановича Нижегородскому воеводе от 31 марта 1588 г. названы Ядринская и Сугутская волости . В ней излагается суть жалобы на то, что жители названных волостей - чуваши и мордва - на территории ставшими землями нижегородского Благовещенского монастыря от реки Урги вниз по левобережью Суры обрабатывают монастырскую пашню. Косят сено, в «леса бортные ходят». В других документах конца XVI в. названы некоторые чуваши и мордва-эрзя, ведшие сельское хозяйство и промышлявшие сбором дикого меда, ловлей бобров или собиравшие иное «добро» Пабыка Китов, Айдар, Алдеяр Агичев, Адар (Айдар) Юнин, Тотай Чорачиков, Бекяй (Бинай) Аксарин «стоварыщи» и другие.

Так что же мы празднуем принимая за дату основания 1590 год ? Что угодно только не истинную, не научную дату основания. В 1590 году местных жителей поселения Етерне (Ядрин) просто напросто вытеснили на другой берег Суры и на их месте поселились другие ? Очень странная точка отсчета для признания ее датой основания . По логике датой первого упоминания поселения Ядрин должен быть 1588 год, если города- то только 1781 год . История Ядрина началась задолго до 1590 года. Об этом говорят исторические источники , об этом надо знать и помнить. Если нет иных документов то датой основания следует признать уже окончательно 1588 год.

Это будет научно и главное справедливо .

#Ядринский район, #история, #Ядрин, #культура

 

См. также

Директором театра оперы и балета стал Валерий Клементьев
2018, 09, 19
Состоится презентация книги «Тюрки в истории мировой цивилизации»
2018, 12, 10
К 550-летию Чебоксар в городе установят ладью и деревянную башню
2019, 02, 01
Начато голосование по установке памятника Ивану Грозному в Алатыре
2019, 05, 02
И не Хан, и не Кан. Дунайские и волжские болгары не называли своих правителей ханами
2019, 05, 04

Комментарии:

Борис // 2931.74.3692
2019-07-16 09:13
Ядрин тени чӑн малтан Етӗрне ятлӑ пулнӑ. Никӗслекеннисем Турцинченех пулнӑ пулмалла. Чӑвашсен форпосчӗ пулнӑ вырӑн. 1590 ҫул суя . Чӑвашсене пусмӑрласа,вӑйпа куҫарса янӑ ҫул кӑна вӑл.
Петя // 9259.3.8429
2019-07-16 20:59
Суя герб,суя палӑртнӑ ҫул,ултавлӑ уяв. Махровая цензура на правдивую историю чувашского народа. Академическая мафия ложится под любую власть которая им будет платить?

Добавить новый комментарий

Ваше имя:
Ваш комментарий:
B T U T Заг1 Заг2 Заг3 # X2 X2 Ӳкерчĕк http://
WWW:
ĂăĔĕÇçŸÿ

Всего введено: 0 симв. Лимит: 1200 симв.
Если у вас все еще нет раскладки для печати текста на чувашском языке, ее можете взять ЗДЕСЬ.

Разрешенные Wiki тэги:

__...__ - выделение слова ссылой.

__aaa|...__ - выделение некого слова ссылкой на другое слово.

__http://ya.ru|...__ - выделение слова ссылкой на внешнюю ссылку.

**...** - выделение жирным.

~~...~~ - выделение курсивом.

___...___ - выделение подчеркиванием.


Новости недели

Orphus

Баннеры

Счетчики

 
О сайте | Помощь сайту | Статистика
(c) 2005-2017 Chuvash.Org | Номер свидетельства о регистрации в качестве СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 68592, выдано 3 февраля 2017 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Содержимое сайта (кроме статей, взятых из других источников) публикуется на условиях CreativeCommons Attribution-ShareAlike 3.0. Вопросы по работе сайта: site(a)chuvash.org