Войти | Регистрация | Вход необходим для полного использования сайта
 -2.7 °C
Не всякому человеку даже гуссарский мундир к лицу.
(Козьма Прутков)
 

Образование: Миссионерско-просветительская система Н.И. Ильминского и чуваши: две стороны одной медали

Знакомства Познакомлюсь с мужчиной любящим танцевать и петь на родном чувашском языке
Знакомства Хочу познакомиться с женщиной до 55 лет чувашской или русской национальности дл...
Куплю куплю невостребованную кабельно-проводниковую продукцию. возможен выезд и осмотр...
Сергей Щербаков 18.05.2017 20:17 | 14782 просмотров

Вчера, 17 мая, принял участие в работе Круглого стола приуроченного 195-летию российского востоковеда и профессора Н.И. Ильминского, прошедшего в Национальной библиотеке Чувашской Республики. Заранее знал, что будут говорить об его определяющем вкладе в формирование многочисленной чувашеговорящей интеллигенции, что времена были тяжелые, а его образовательная система стала для чувашей путеводной звездой. И это действительно, правда, против этого ничего не возражаю. Не хотелось затронуть наши нынешние болезненные темы. Сразу скажу, что к самому Николаю Ивановичу испытываю огромное уважение и благодарность, но надо…

Решил обратить внимание на саму эту просветительскую систему, а именно на то, как она повлияла на национальное движение чувашей с середины XIX века и вплоть до нынешнего века XXI-го. Вчера мысли были не совсем оформленные, спонтанные и много важного не договорил. Вот решил зафиксировать их на бумаге, пока не ушел и не занялся иными вопросами. А тема-то ведь на самом деле фундаментально важная для общественно-политической мысли не только чувашей, но и других народов России.

Вначале кратко напомню, в чем заключалась суть этой самой образовательной системы. Основная ее позитивная цель – приобщение нерусских крещенных народов Поволжья к ценностям русской культуры через православие, негативная цель – русификация и отказ от традиций предков. Для этого предлагалось в чувашских школах сделать трехступенчатое образование: начальная школа на родном (чувашском) языке, потом совмещать родной и русский, а в старших классах уже полностью говорить на русском.

Чем интересна историческая наука, так тем, что рассматривая различные исторические события и явления можно найти много граней. Используя различные методы исторического познания получаем различные результаты. В данном случае не претендуя на полноту и всесторонность, главным образом используя историко-системный и историко-сравнительный методы, сделал следующие выводы, которые изложу только тезисно.

 

Во-первых, хотелось обратить внимание на то, что система Ильминского это конечно хорошо, но она дала и другой результат, отголоски которой дают нам о себе знать и сегодня, мешающие объективно смотреть на будущее. А именно:

- в чувашской общественно-политической мысли не сложились устоявшейся традиции материалистической диалектики и уверенного светского взгляда на окружающий чувашей мир.

- очень сильно мистико-религиозное сознание чувашской интеллигенции в царский, советский и современный периоды. Материалистическое толкование истории чувашей, разработанное Д.П. Петровым-Юманом в начале ХХ в., не привилось и до сих пор не получила должного развития. Историки советского периода были детерминированы мистифицированной идеей классовой борьбы и не в полном объеме рассмотрели прошлое народа. Современные историки идеализируют Ильминского и Екатерину II, отдавая им безусловное первенство в просвещении «темного», «забитого», «морально-психологически и интеллектуально неуверенного» народа.

- догоняющее мышление, привычка идти за кем-то более развитым и продвинутым (за русскими, татарами или еще за кем-либо), отсюда безответственность и национальный нигилизм, т.е. недоверие в силы своего народа.

- подавление инакомыслия среди своих же чувашей. Система Ильминского изначально идеологизирована и ведет к определенной цели, всякое отступление от нее каралось. Репрессии чувашей в отношении вольнодумных своих сородичей до сих пор печальная норма.

- приучила чувствовать чувашей быть не «право имеющим», а «пасынком истории» (фраза Ильминского), вечно ждущего поддержки и одобрения других народов.

 

Во-вторых, оценивая значение системы Ильминского и использования в начальных классах только родного языка, то надо исходить из принципа историзма, т.е. оценивать ее контексте реалий 60-70–х годов XIX века. Это сейчас в XXI веке проблема с изучением родного языка, а тогда ее просто не было. В XIX веке такой подход сильно ограничивал миропознание чувашского ребенка. Вкратце обосную:

- два языка в начальной школе (билингвизм) – это приобщение к светской русской и европейской культуре. Не зря ведь новометодная система мусульманского образования Гаспринского (джадидизм), оппозиционная системе Ильминского, зиждилась на татарском и русском языке.

- плюс русского языка – наличие светских и научных книг, которых еще не было в то время на чувашском языке. Получается, что подросток читал только мистико-христианизированную литературу на чувашском и ничего иного.

- родной язык в начальной школе – это ласковый (отеческий) подкуп чтобы охристианизировать мозги чувашских детей, дать им православный взгляд на мир, понять «ничтожность» своей прежней культуры.

- эта система представляет собой изощренную и, прямо-таки, иезуитскую схему перековки локальной традиционной ментальности в универсальную надэтническую и космополитическую массу. В итоге самые рьяные священники и администраторы, на корню уничтожавшие чувашскую культуру, это не русские, а свои же чуваши.

– русский до сих пор остается сопутствующим языком, способствующим контакту с миром (мультикультурализм), а родной – контакту с богами, предками и прочими идеями, т.е. контакту с собой (бегство и замыкание а своей скорлупе). Уверенный билингвизм (а лучше еще и английский знать) – это наша нынешняя необходимость.

- кстати, Иван Яковлев, получивший образование на русском языке, знал его ценность и изначально был категорически против использования только родного языка в начальных классах. Он в 1870 году четыре месяца, 30 дней с утра и до утра спорил с Ильминским, доказывал, но в итоге был вынужден смириться и работать по его системе (иначе средств из казны не получил бы)…

 

Сейчас я поднял только часть вопросов, можно найти и иные грани оценки этого исторического явления.

В конце еще раз повторю, что не пытаюсь дискредитировать Николая Ивановича Ильминского и его систему. Без нее, возможно до нынешних дней чуваши как самобытный народ вообще бы не сохранился. Большая благодарность ему и его ученикам за это. Все это я писал, чтобы нам в XXI веке осмыслить уже отжившие моменты, отбросить прогнившие и обновленными уверенно идти на диалог друг с другом, с другими народами России и мира. В конце концов - правда, она многогранная, но одна.

От редакции: Размещение статей не означает, что редакция разделяет мнение его авторов.

#круглые столы, #образование, #история, #религия, #наука

Еще больше интересных и актуальных новостей вы найдете в чувашской версии сайта!

 

См. также

Комментарии:

2017.05.24 21:06
Сергей Щербаков
Шыравçă32, под культурой принято понимать духовную сферу общества, а не экономическую и политическую. Или вы отказываете чувашам, что у них, как и всех народов мира, были свои духовные мировозренческие взгляды? Они что до Ильминского по деревьям лазили?

Насчет "выдающейся" культуры... У меня десятки статей и выступлений. Интересно почитать и посмотреть ваши...). Так вот, я нигде не называл чувашскую культуру таким эпитетом, его вы сами выдумали. Называл "нормальной", иногда специфической. Не придумывайте "ветряные мельницы"...

Далее. У меня нет доводов в противовес Ильминскому? С чего вы это взяли? Что за нелепости... В этой заметке у меня только выводы и тезисы, тут не тот формат их излагать. У меня их тысячи и сотни из них уже изложены и находятся в печатном виде и видеоформате. Их много в свободном доступе в интернете, не поленитесь, прочтите.

Так что прежде чем наговаривать на меня несуразности, готовьтесь к материалу лучше...)

И еще вопрос - а на каком основании вы меня отнесли к идеологам и умолчали о моих строго классических научных заслугах? Хотите меня "замылить" во благо православия?
Шыравçă32 // 4182.68.4835
2017.05.25 10:49
Сергей, культура по всем определениям всеобъемлещее понятие о человеческой деятельности, в том числе и духовной. Приведите выдающийся пример, плода духовной чувашей 18-19 века. То чего нет у любого другого народа на каком-то временном отрезке развития, или в каких-то его слоях. Пример особенного, а не характерного мировоззрения?
А улика идеологии, для меня, как раз в употреблении слова ничтожность в кавычках. Объективно чувашская культура, общественные институты чувашей в 18-19 веке были ничтожны.
Вы говорите что у вас тысячи выводов и тезисов. Но я смотрю на этот ваш тезис о том, что все беды чувашей - догоняющее мышление, мистико-религиозное сознание и пр. - на систему Ильминского. Хотя все это характерно чувашам в большей мере до ильминских. Ваш тезис не подтверждается реальностью. Может быть, еще и потому, что вы наверное принимаете за даность, что "школа", а не родители главный фактор в образовании личности.
Шыравçă32 // 4182.68.4835
2017.05.25 11:04
"В XIX веке чувашское крестьянство по своему образу жизни, экономическому развитию мало чем отличалось от нечувашского крестьянства того же региона. Несмотря даже на национальное угнетение. А порою даже превосходило по экономическим, социальным показателям другие народности."
Я с этим согласен. Я как раз о том, что "показатели" этих всех народностей вобщем были ничтожными в контексте человеческой истории. А личные симпатии "генерал-полковника-инженера Петра Дементьева" не говорят нам об особых архитектурных достижениях, научных открытиях, новых технологиях, мировых спектаклях, особых подвигах, политических потрясениях, чего-то важного в деятельности собственно чувашских институтов.
Шыравçă32 // 4182.68.4835
2017.05.25 11:06
"в отличие от "инородцев" имели полную социальную структуру. Мещане, рабочие, купцы, помещики, дворяне, интеллигенция, прожигатели жизни.... "
Отсутствие "полной" соц. структуры - это тоже признак ничтожности культуры.
Agabazar // 3415.30.6956
2017.05.25 13:32
Agabazar
Цитата: <<не говорят нам об особых архитектурных достижениях, научных открытиях, новых технологиях, мировых спектаклях, особых подвигах, политических потрясениях, чего-то важного в деятельности собственно чувашских институтов.>>


Дорогой наш человек,
Чтобы эти "выдающиеся творения" возникали, необходимо, чтобы кто-то выполнял какую-то "грязную" работу — пахал, сеял, загребал навоз и при этом сам ограничился самыми микроскопическими потребностями. Скажем, Абрамович и Алишер Усманов сколько угодно могут похвастаться своими олигархическим империями, но они были бы невозможны без тысяч и миллионов людей, которые трудятся в низовых сферах. Никогда не слышал, чтобы "выдающийся человек" всё это делал сам, своими собственными руками.

Чтобы какой-то архитектор смог сидеть за своми чертежами, необходимо, например, чтобы кто-то клал кирпичи, а кто-то просто выносил накопившийся строительный мусор, в том числе на простеньких носилках. Иначе не бывает.
Agabazar // 3415.30.6956
2017.05.25 13:44
Agabazar
Цитата: <<А личные симпатии "генерал-полковника-инженера Петра Дементьева">>

На кой аризон вы сунули сюда Петра Васильевича? Я о нем не говорил. Тем более, о его симпатиях! Я говорил о его ПРЕДКАХ с отцовской стороны.

Цитата: <<Объективно чувашская культура, общественные институты чувашей в 18-19 веке были ничтожны. >>

Да катитесь вы ко всем чертям со своими "институтами"!
Шыравçă32 // 4182.68.4835
2017.05.25 17:13
"Да катитесь вы ко всем чертям со своими "институтами"!"
Это наверное есть в конечном итоге ваша высокая духовность.

А с другой стороны вы переживаете, что на батыревском загсе таблички на чувашском нет. Хотя сами считаете чуваши своим высоким призваниеми должны считать выполнение "какой-то "грязной" работы". Зачем вам табличка раз вы призваны гордо копошиться в грязи?

Суть миссии ильминских как раз в том, чтобы чуваши знали, что у каждого человека независимо от этничной принадлежности есть важное призвание, но для этого требуется его участие - через образование, приобщение (а не адаптация) и владение (а не паразитирование) необходимой культурой.
Agabazar // 5988.5.0557
2017.05.25 20:05
Agabazar
Аха, эпĕ çав тери "тухховнăй" çын. ))
Витәле // 1339.39.5281
2017.06.06 15:27
А я хоть и не чуваш, но согласен с этой статьёй. Хотелось бы увидеть рассвет чувашской культуры, и пусть каждый чуваш знает родной язык!!!
Agabazar // 1988.38.6935
2017.06.06 19:09
Agabazar
Спасибо на добром слове.

Как вы представляете "рассвет" чувашской культуры? Как полное изгнание чувашского языка даже из начальной школы? Изучение его исключительно "по желанию"? (То есть, когда десять "дураков" сидят в классе, а остальные десять человек в это же время гуляют на улице?).

И ради чего необходимо знать чувашский язык? Чтобы можно было подслушивать чувашеговорящих людей?

Добавить новый комментарий

Ваше имя:
Ваш комментарий:
B T U T Заг1 Заг2 Заг3 # X2 X2 Ӳкерчĕк http://
WWW:
ĂăĔĕÇçŸÿ
Всего введено: 0 симв. Лимит: 1200 симв.
Если у вас все еще нет раскладки для печати текста на чувашском языке, ее можете взять ЗДЕСЬ.
 

Разрешенные Wiki тэги:

__...__ - выделение слова ссылой.

__aaa|...__ - выделение некого слова ссылкой на другое слово.

__http://ya.ru|...__ - выделение слова ссылкой на внешнюю ссылку.

**...** - выделение жирным.

~~...~~ - выделение курсивом.

___...___ - выделение подчеркиванием.

Новости недели

Orphus

Баннеры

Счетчики